Оценка сезонности спроса в поисковых системах

Ярослав Изосимов
Просмотров: 1758

Один из важнейших этапов подготовки медиа-плана для маркетинговой кампании в интернете - это оценка спроса на товар или услугу, которые вы собираетесь рекламировать. Если в случае с оффлайн-рекламой нам бы пришлось заказывать дорогостоящие маркетинговые исследования, проводить опросы и использовать другие сложные инструменты, то в сфере digital все несколько проще и нагляднее. Поисковые системы Яндекс и Google предоставляют данные о колебаниях пользовательского спроса в открытом доступе.

Сезонность?

По сути сезонность отражает всплески интереса пользователей к той или иной теме в разное время и под влиянием разных факторов. Сезонность может периодически повторяться и быть связанной с ежегодными событиями, например, с государственными праздниками такими, как 8 марта. Ясно, что этот праздник повышает спрос на цветы. Или же иметь разовый характер, например, премьера нового блокбастера в кинотеатрах.

В целом, это достаточно простые понятия, и, если вы интересуетесь маркетингом, то вероятнее всего и так уже понимаете о чем речь, поэтому перейдем непосредственно к инструментам оценки сезонности спроса.

Яндекс Wordstat

Сервис «Яндекс – подбор слов» чаще всего используется при подготовке семантического ядра в SEO или контекстной рекламе, но его функционал позволяет так же и оценивать сезонность спроса.

Для этого перейдем во вкладку «История запросов».

Далее нас ждет «капча»! Какое-то время назад ребята из компании «Яндекс» решили, что их «капчи» слишком просты и стали их максимально усложнять. Если не получится с первого раза - не пугайтесь. С 2-3 попыток обычно получается пройти систему защиты, если, конечно, вы не робот.

В открывшемся окне можно настроить регион, статистика спроса в котором вас интересует.

Ввести ключевое слово, отражающее вашу тематику, настроить группировку по месяцам или неделям, а так же рассортировать пользователей по устройствам, с которых делался запрос.

На графике наглядно виден пик спроса на доставку цветов. Конечно же, в случае с цветочным бизнесом это было очевидно без каких-либо сервисов, и я использовал такой запрос просто для наглядности, но во многих других сферах бизнеса можно получить менее очевидные данные.

Сервис Яндекс показывает данные не только в виде графика, но и выдает числовые значения, которые вы сможете использовать, например, в презентации или при расчетах.

Google Trends

На главной странице сервиса для оценки спроса от компании «Google» кроме строки поиска можно увидеть достаточно пафосный слоган.

Чтобы начать пользоваться сервисом, достаточно просто ввести интересующий вас запрос в соответствующее поле.

Далее мы попадаем на страничку с настройками, на которой можно выбрать регион показа.

Настроить интересующий вас временной период. Доступна статистика аж с 2004 года!

И выбрать тип запроса.

Главное отличие Trends от Wordstat заключается в том, что данные на графике показывают не точное количество запросов по интересующей вас ключевой фразе, а оценку интереса пользователей по 100-бальной шкале.

Чуть ниже можно увидеть забивку спроса по субрегионам, входящим в настроенный вами регион.

Так же система подсказывает вам похожие «трендовые» запросы.

Еще одно интересное отличие от сервиса Яндекс — это возможность сравнивать популярность запросов на одном графике.

Например, мы видим, что к подаркам для сильной половины человечества интерес куда меньше, чем для прекрасной.

Кстати, если вы немного устали от работы, то можно перейти на главную страницу Trends и посмотреть, чем пользователи посредством Google сейчас интересуются больше всего.

Итоги

Подводя итоги статьи, хочу еще раз отметить насколько важно оценивать колебания спроса пользователей в вашей сфере бизнеса, так как это влияет на все: от простой оценки рекламного бюджета до глобальной стратегии продвижения и развития вашего бизнеса!